В этом году на территории Лесного кладбища в Киеве возник крупный пожар, грозивший перекинуться на лесной массив Дарницкого лесопарка. Совместными усилиями нескольких подразделений пожарной службы и работников кладбища пожар потушили. Как оказалось, загорелись огромные кучи мусора, собранные на окраине кладбищенской территории.
Жители Дарницкого района рассказывают, что подобные возгорания происходят регулярно, и что размер мусорных завалов вокруг не уменьшается. По их словам мусор на кладбище завозят иногда целыми машинами и намеренно поджигают. Это происшествие заставило меня вернуться к теме мусорного геноцида в нашей столице.
Стыдный диагноз
Проблема мусора в Киеве похожа на геморрой. Вроде пока не смертельно, но крайне неприятно; можно легко добиться временного улучшения, но полностью вылечить получится только с помощью жестких оперативных мер. Если запустить окончательно, можно серьезно поплатиться. Все рассуждения о перенимании европейского опыта, введении практики сортировки и переработки отходов – не более чем пустой треп для отвлечения внимания. Как правило, чинуши и «бизнесмены», которые рассуждают на эту тему, имеют гигантские барыши с незаконного сваливания мусора за пределами и даже на территории столицы. И именно они – главные противники чистоты Киева и области.
На самом деле современные «продвинутые» рецепты утилизации мусора в Украине неприменимы, минимум, в ближайшие 20 лет. Прежде всего, потому, что в их основе лежит надлежащее воспитание общественного мнения и общественного поведения. Сегодня такого воспитания добиться неимоверно тяжело. Практически невозможно. Предыдущая «оранжевая» власть, несмотря на показную демократичность и некоторое улучшение свободы слова, совершила огромное преступление против украинского народа. Она сняла все сдерживающие поведенческие «табу». Причем не только для нашей недоэлиты, но, что гораздо хуже, для рядового украинца.
Любой социальный посыл отметается большинством наших сограждан с ходу. Тяга к личному обогащению и комфорту доминирует над здравым смыслом, правилами поведения и даже соблюдением законов. Чтобы изменить эту ситуацию, потребуются десятилетия. Тем временем, мусор будет накапливаться и отравлять все живое в городах и вокруг них.
Чем пахнет мусор
В год Киев «производит» около 1,5 млн. тонн различных отходов. Утилизацию мусора в стране регулируют Закон «Про відходи» и решения местных советов. Согласно ст. 13 Закона «Про відходи», утилизацией бытовых отходов в городах могут заниматься физические лица и предприятия всех форм собственности, подписавшие соответствующие договоры с местными органами власти. В Киеве порядок вывоза мусора определяется решением Киевгорсовета «Про впорядкування діяльності у сфері поводження з побутовими відходами (крім токсичних та особливо небезпечних) у м. Києві» от 30.10.2008 № 582/582.
Этим документом устанавлено три основных места утилизации бытового мусора:
- полигон №6 (Киев, ул. Червонопрапорна, 94-96) – строительные и нетоксичные промышленные отходы;
- филиал «Завод «Энергия» Киевэнерго» (Киев, ул. Коллекторная, 44) - твердые бытовые отходы, нетоксичные промышленные отходы.
За утилизацию отходов на полигонах и заводе подрядчики должны отдать большую часть денег, которые они получают из городского бюджета. Собственно поэтому они и получают огромные суммы за подряды. В какие-либо другие места вывозить мусор они не имеют права. Тем не менее, они регулярно это делают, и имеют на этом суперприбыли.
Благодаря мусорной мафии, отходы окружают нас всюду. Нелегальные свалки на кладбищах, в парках и лесах. Отравленные земля и вода. Пыль и диоксины от горящего мусора в воздухе. Отходы содержат большое количество влажных органических веществ, выделяют гнилостные запахи и фильтрат. При высыхании продукты неполного разложения образуют насыщенную загрязнителями и микроорганизмами пыль. Она попадает в воздух, в почву, в поверхностные и грунтовые воды. Ее разносят мухи, крысы, птицы, бездомные собаки и кошки.
В отходах начинают плодиться патогенные бактерии – возбудители гепатита, туберкулёза, дизентерии, аскаридоза, респираторных, аллергических, кожных и других заболеваний. Также отходы содержат яйца гельминтов (глистов). Они сохраняют свою жизнестойкость в течение многих лет. С пылью или фильтратом попадают в воду, в почву, на бездомных животных и городских птиц.
По иронии, одна из самых крупных стихийных свалок Киевской области находится недалеко от села Новые Петривцы, которое облюбовал для своей резиденции экс-президент Ющенко и ряд олигархов, в том числе – и мусорные миллионеры. Непонятно: догадываются они об этом или нет, но земля и вода вокруг села давно заражены.
Что делать?
Совершенно очевидно, что в сложившейся коррупционной структуре украинского общества сложные и долгосрочные схемы практически не имеют шансов на успех. Решение должно быть быстрым и радикальным. И пока что видится лишь один вариант: сжигать мусор на специальных предприятиях. В Киеве это завод «Энергия» АК «Киевэнерго». В год он способен перерабатывать приблизительно четверть твердых отходов, производимых столицей. Но этот завод достаточно стар и нуждается в модернизации. При сжигании он не выбрасывает в воздух диоксины, но вот пыль удается отфильтровать далеко не всю.
Но если установить на «Энергии» фильтры поновее и построить еще хотя бы два похожих завода или с десяток помельче, можно существенно разгрузить свалки. Чем новее оборудование и сложнее на нем фильтры, тем меньше нужно предварительной сортировки мусора, тем больше его можно сжигать. Окончательно проблему загрязнения воздуха это не решит. Но, по крайней мере, остановит загрязнение воды и почвы.
К строительству новых заводов желательно привлечь крупные финансово-промышленные группы и отдать им заводы в управление. Хорошо, если заводы будут принадлежать разным, конкурентным ФПГ. Затем этим же группам нужно полностью отдать подряды на вывоз мусора и установить огромные штрафные суммы за стихийные свалки. Далее следует привлечь к контролю прокуратуру и детально проинформировать ее сотрудников о размерах сумм, циркулирующих в мусорном бизнесе. Это должно резко повысить размеры взяток за покрытие нарушений в этой сфере. Таким образом, «мусорщикам» будет выгоднее работать более-менее честно, нежели платить огромные взятки представителям контролирующих органов. Любую, даже коррупционную, систему можно заставить работать на пользу себе. Главное — захотеть.